Если месяц назад новый Honda Pilot 2024 в России Фото: Honda
Интересно, что в России уже можно купить и Pilot актуального последнего поколения (2023 года выпуска) с небольшим пробегом 9735 км. Машину продает "частник" из Красноярска. Агрегаты - те же, комплектация богатая, с 18-дюймовыми колесными дисками, электроприводом двери багажника, «капитанскими» креслами на втором ряду, трехзонным климат-контролем, адаптивным круиз-контролем, различными системами помощи водителю. Цена - 7,3 млн рублей.
Honda Pilot 2024 — 7-местный кроссовер по умолчанию. По габаритам, мощности и в целом позиционированию в качестве семейной машины он схож с Toyota Grand Highlander. В России новые Grand Highlander стоят от 9,5 до 11 млн рублей.
Несмотря на то, что сентябрьские продажи новых автомобилей в России показали рекордный результат (более 150 тысяч), а вместе с этим неплохую динамику продемонстрировал рынок автокредитования, в экспертном сообществе далеки от победных реляций и шапкозакидательных прогнозов. Скорее, наоборот. iXBT.com опросил экспертов и участников рынка.
По словам Сергея Удалова, исполнительного директора агентства «Автостат», за первую неделю октября 2024 года выдачи кредитов на новые автомобили упали на 41% к предыдущей неделе, на автомобили с пробегом — ушли в «минус» на 20%.
Иллюстрация: Midjouney
«Всем нам следует ожидать резкого ужесточения политики Центробанка РФ в области выдачи автокредитов, как главного драйвера реализации машин, — заявил в рамках ежемесячного аналитического формата «Пульс» автоэксперт Олег Мосеев. — Первая неделя октября уже показала, что Центробанк РФ не просто так грозился сократить количество выдаваемых автокредитов. Вскоре мы увидим еще большее количество отказов в одобрении автокредитов. У банков, с которыми я разговаривал, есть четкая установка: в два раза сократить объем выдачи автокредитов».
Аналогичное мнение на форуме CarX-2024 высказала и Елена Корниенко, начальник управления продаж автокредитов банка «Уралсиб»: «Потребителям нужно понимать, что у банков в скором времени будут высокие ставки. Вне всякого сомнения, Центробанк РФ продолжит политику ограничения, ибо та задача, которую он перед собой поставил, а именно снизить в России объем автокредитования, пока что не реализована».
Наоборот, заметила эксперт, до недавнего времени банки только и делали, что разгонялись от месяца к месяцу: «Объем выданных автокредитов за 9 месяцев текущего года — это +75% к аналогичному периоду 2023-го, год был огненный и для нас очень хороший, мы хорошо заработали, даже несмотря на все те трудности, которые были в течение минувших месяцев».
Елена Корниенко напомнила, что дата 1 апреля 2024 года в календаре автомобилистов была отмечена повышением утильсбора. Этому сопутствовал мартовский «подогрев», когда были рекордные выдачи автокредитов. «Затем история с инфляцией, Центробанк РФ начал «сушить» автокредитование. И 1 июля 2024 года мы опять получили несколько изменений, ограничивающих выдачу кредитов. Причем, не только автомобильных. Когда в автокредитовании еще не было ограничения по ПДН (показатель долговой нагрузки – ред.), то по ипотеке и по потребительским кредитам они уже вовсю работали, а потому «высушились» в течение 1,5 лет», — уточнила эксперт. То же самое, по ее словам, следует ожидать и по автокредитам.
Аналогичная ситуация с «подогревом» повторилась в минувшем месяце, напомнила Елена Корниенко: «В сентябре было увеличение ключевой ставки, к тому же, все со страхом ожидали 1 октября с его повышением утильсбора, как следствие, люди побежали в автосалоны за машинами по старым ценам, в том числе в кредит. Поэтому никого не удивило, что в сентябре были зарегистрированы рекордные за последние 2–3 года выдачи кредитов на покупку автомобилей».
«Тот факт, что количество выдаваемых кредитов в минувшем месяце продолжало расти, только на первый взгляд, хорошо, — отметил в своем выступлении на форуме CarX-2024 Денис Мусиенко, директор по развитию сегмента «Авто» «Т-Банк». — Вернее скажем, хорошо только в моменте. Вроде всем нравится, все классно. Но ставка растет не просто так — Центробанк РФ активно борется с инфляцией. Пока инфляция выше таргета, ЦБ будет повышать ставку, дабы снизить платежеспособный спрос. Он это и делает в настоящее время, уменьшая тем самым разгон инфляции. Вслед за повышением ключевой ставки Центробанка РФ банки будут вынуждены повышать свои ставки и тем самым снижать способность клиентов брать кредиты. Это, скажем так, первая часть вопроса».
Вторая часть, по словам Дениса Мусиенко, вызывает больше опасений: «Это риски-веса, которыми также управляет Центробанк РФ. Что я имею ввиду? Допустим, банк выдает кредит, условно 1 млн рублей. Из этого миллиона банк должен выдать 100 000 рублей своими деньгами. И под эти 100 000 рублей идет риск-вес, то есть ты должен отдать из своего капитала либо 80 000 рублей, либо 100 000 рублей, либо 120 000 рублей, в зависимости от кредита. У обеспеченных кредитов чуть меньше риск-вес, соответственно, ты можешь отдать меньше капитала, у необеспеченных кредитов — риск-вес больше. Сегодня риск-весы по некоторым клиентам уже достигают трехкратного размера, то есть доходность одного кредита упала в 3 раза. Налицо большая проблема — это уже борьба с закредитованностью населения. И опосредованно — это борьба с инфляцией, когда отрезается часть людей, которым банки не будут выдавать кредиты, потому что это становится дорогим удовольствием».
«Когда растут кредитные ставки, неизбежно растет риск, — отметила Елена Корниенко. — Центробанк РФ смотрит на это всё, закручивает гайки, вводя различные ограничения. Но как следствие, — снижение достаточности капитала. Сегодня история с капиталом в каждом банке – аккурат проблема №1». По словам эксперта, динамика по ставкам неуклонно идет вверх, одновременно с этим, что логично, начал падать уровень одобрения кредитов (в июле он был наименьший). С 1 октября произошли изменения по ПСК (полная стоимость кредита – ред.) — как по новым автомобилям, так и по подержанным (АСП). Сейчас минимальные ставки у нас по новым машинам — 26%, по АСП в потолке — 29%, и это не предел».
Денис Мусиенко заявил, что ко всем трудностям желательно адаптироваться: перестроить модель принятия решений, пересмотреть скоринговые модели и т. д.: «Это вопрос определенного времени, но в эту сторону банки все равно идут. Есть во всем этом один положительный момент: еще недавно дилеры страдали и говорили, что, дескать, есть конкуренция автокредита и потребительского кредита, но теперь эта конкуренция будет снижаться, потому как банку будет невыгодно выдавать беззалоговый большой кредит. Проще выдать залоговый и, соответственно, обеспеченный кредит».
«Совершенно очевидно, что пострадают и дилерские центры, — заявила Елена Корниенко. — Они начнут получать от банков меньший размер агентского вознаграждения, следовательно, будет снижаться кумулятивная маржа на один выданный кредит. Соответственно, в «тотал» маржа по линии осуществления автокредитования дилерских центров будет снижаться».
Также, по мнению эксперта, совсем скоро мы ощутим дефицит инфоповодов для привлечения клиентов, как было с «подогревами» перед повышением утильсбора и ключевой ставки. «Всё, клиенты это «хавать» не будут, — уточнила Елена Корниенко. — Они уже понимают, что ставки высокие, цены на автомобили громадные, а потому всплесков продаж, как было в 2024-м, в будущем году точно не будет. Чего ожидать в 2025-м? Будет апокалипсис. Совершенно очевидно, что в направлении автокредитования мы больше не будем работать как прежде. Неизбежно будет высокий курс, автомобили будут продаваться по большим ценам. Нам нужны адекватные ставки, чтобы клиент приходил в салон и не только брал автомобиль в кредит, но и в целом покупал машину. Не будет кредита, не будет продаж».
В рамках Международной конференции по водородной энергетике, которая прошла 23-24 октября в Москве, ПАО «КамАЗ» и АФК «Система» представили грузовик КАМАЗ-53193 «Чистогор» с силовой установкой на водороде. Раньше машину уже Фото: КамАз
В КамАЗе рассказали, что до конца года «Чистогор» планируют протестировать на полигоне, после чего грузовая техника на водороде, в том числе беспилотная, может появиться на дороге. Предполагается, что водородные грузовики будут оснащены блоками топливных элементов российского производства, которое планируется наладить уже в следующем году.
Благодаря силовой установке на водороде, электромобиль грузоподъемностью свыше 20 т может проехать на одной заправке до 500 км. В начале следующего года планируется увеличить целевой запас хода «Чистогора» на одной заправке до 1000 км. Кроме того, в начале 2025 года должны быть изготовлены предсерийные образцы — несколько экземпляров водородных грузовиков для сертификации и испытаний в реальных дорожных условиях.
Если месяц назад новый Honda Pilot 2024 в России Фото: Honda
Honda Pilot 2024 — 7-местный кроссовер по умолчанию. По габаритам, мощности и в целом позиционированию в качестве семейной машины он схож с Toyota Grand Highlander. В России новые Grand Highlander стоят от 9,5 до 11 млн рублей.
Xiaomi опубликовала официальные изображения своего новейшего флагмана Xiaomi 15 Pro: ожидается, что он станет одним из первых серийных смартфонов на новейшей SoC Snapdragon 8 Elite.
Официальная премьера Xiaomi 15 и Xiaomi 15 Pro состоится 29 октября. Эти модели станут первыми с предустановленной оболочкой HyperOS 2.0.
Сегодня, 25 октября, в 10:29 по московскому времени возле побережья штата Флорида (США) приводнился пилотируемый корабль Crew Dragon с экипажем миссии Crew-8. В этот экипаж по соглашению о перекрёстных полётах Роскосмоса и NASA входит российский космонавт Александр Гребёнкин.
прямой трансляции, которая ведётся на сайте NASA, Crew Dragon уже успешно извлекли из воды.
Отстыковка корабля Crew Dragon от МКС состоялась 24 октября в 00:05 по московскому времени. Изначально её планировали на 8 октября, но несколько раз переносили из-за неблагоприятных погодных условий у побережья Флориды, в том числе, из-за урагана «Милтон».
NASA отложило все планы по сокращению эксплуатации двух крупных космических телескопов в целях сокращения расходов до тех пор, пока агентство не получит окончательные ассигнования на 2025 финансовый год.
На онлайн-сессии городского совета 23 октября Марк Клэмпин, директор астрофизического подразделения NASA, заявил, что агентство воздерживается от каких-либо изменений в работе рентгеновской обсерватории «Чандра» и космического телескопа «Хаббл», ожидая, пока Конгресс утвердит ассигнования на финансовый год, начинающийся 1 октября. «На данный момент мы не предпринимаем дальнейших шагов с Chandra или Hubble», — сказал он.
NASA в своём бюджетном предложении на 2025 финансовый год, опубликованном в марте, предложило сократить операционный бюджет Chandra на 40% до $41,1 млн, в то время как бюджет Hubble будет сокращён примерно на 10% до $88,9 млн. Агентство заявило, что сокращения были необходимы для поддержания сбалансированного портфеля миссий в эксплуатации и разработке, одновременно с преодолением бюджетных ограничений.
Источник: NASA / CXC, J. Vaughan
NASA созвало комитет под названием Operations Paradigm Change Review (OPCR) для изучения вариантов реализации этих сокращений. Этот обзор пришёл к выводу, что эксплуатация Chandra на предложенном уровне в $41,1 млн невозможна. «Это серьёзная угроза для обсерватории», — заявил Роб Кенникатт, астроном, работавший в OPCR, на заседании Консультативного комитета по астрофизике 23 июля.
На этой встрече Клэмпин сообщил, что он ожидает, что NASA объявит о своих планах по сокращению расходов на и наблюдения обоих телескопов в середине сентября во время заседания городского совета. Он сказал, что NASA необходимо двигаться вперёд с планами по сокращению расходов на эти миссии, даже если окончательный законопроект о расходах на 2025 год не будет готов к тому времени.
Клэмпин не объяснил на заседании 23 октября, почему агентство теперь откладывает это решение. В июле были опасения, что учреждениям, которые управляют телескопами, придется увольнять персонал в ожидании сокращения бюджета. Однако в конце августа Центр астрофизики, Гарвард и Смитсоновский институт, где находится рентгеновский центр Chandra, заявил, что штаб-квартира NASA проинформировало о том, что нашло финансирование, чтобы избежать любых увольнений персонала в течение 2025 финансового года.
Когда NASA получит законопроект о расходах на 2025 год, неясно. NASA, как и остальная часть федерального правительства, действует в соответствии с продолжающейся резолюцией, которая продолжает расходы на уровне 2024 года до 20 декабря. Завершение законопроекта о расходах на 2025 год также может зависеть от результатов президентских выборов и любых изменений в партийном контроле Палаты представителей и Сената.
NASA также готовится к следующему обзору астрофизических миссий, который будет включать Chandra и Hubble, а также несколько более мелких миссий, начиная примерно с конца календарного года. Агентсво исключит инструмент на МКС под названием Neutron star Interior Composition Explorer (NICER) в ожидании ремонта, запланированного на конец этого года. Астронавты будут выполнять ремонт во время выхода в открытый космос, чтобы предотвратить попадание солнечного света в инструмент.
Предстоящая проверка миссий будет отличаться от предыдущих, сказал Клэмпин, поскольку все миссии будут рассматриваться одной комиссией. Ранее Chandra и Hubble рассматривались отдельно. Комитет по проверке также будет иметь доступ к отчёту OPCR.
На собрании мэрии также обсуждался недавний выбор NASA двух концепций для первого астрофизического зонда — миссий, отобранных на конкурсной основе, стоимостью около $1 миллиарда, которые больше, чем космические аппараты класса Explorer, но меньше, чем флагманы, такие как космический телескоп «Джеймс Уэбб» и космический телескоп «Нэнси Грейс Роман».
3 октября NASA объявило, что выбрало миссии Advanced X-ray Imaging Satellite (AXIS) и Probe far-Infrared Mission for Astrophysics (PRIMA) для дальнейшего изучения. Каждое предложение получило $5 миллионов на годичные концептуальные исследования для поддержки решения NASA в 2026 году о том, какую миссию разрабатывать для запуска в 2032 году.
Астрономы, участвовавшие в городском собрании, задали вопросы, отражающие беспокойство по поводу того, как были отобраны эти миссии, предполагая, что они не обязательно были двумя предложениями с самым высоким рейтингом. Клэмпин отказался обсуждать процесс отбора, поскольку агентство всё ещё находилось в процессе опроса команд, чьи предложения не были отобраны. Он сказал, что сможет обсудить процесс отбора на следующем заседании Консультативного комитета по астрофизике, запланированном на 7–8 ноября.
Клэмпин добавил, что NASA намерено следовать рекомендациям десятилетнего обзора Astro2020, который предусматривал одну миссию зонда в десятилетие.
На космодроме Восточный на кабель-заправочной башне стартового комплекса ракеты-носителя «Ангара» завершились автономные испытания комплекта оборудования для обслуживания нового пилотируемого корабля. Этот корабль сейчас разрабатывается РКК «Энергия», раньше он был известен как «Орёл». После первого пуска ракеты-носителя «Ангара-А5» с Восточного, который Фото: Роскосмос
Европейское космическое агентство (ESA) ведёт переговоры со SpaceX о возможности присоединения к международной хартии, направленной на сокращение космического мусора в орбите Земли. Об этом сообщил генеральный директор ESA Йозеф Ашбахер в интервью агентству Reuters.
Хартия, получившая название «Ноль мусора», была разработана ESA совместно с другими партнёрами и подписана 110 странами и организациями. Её цель — прекратить образование нового орбитального мусора к 2030 году. Однако компания SpaceX, чьи спутники составляют около двух третей космических аппаратов, работающих на низкой околоземной орбите, пока не подписала хартию.
«Пока нет, но мы ведём переговоры... Это инициатива, которая продолжает развиваться, и мы будем продолжать поднимать эти темы, поскольку они имеют первостепенное значение», — сказал Ашбахер.
Компания SpaceX не сразу отреагировала на просьбу прокомментировать ситуацию. Однако, по данным Космических сил США, из примерно 10 300 активных спутников на орбите около 6300 являются частью быстрорастущего «созвездия» Starlink компании SpaceX.
Источник: DALL-E
Китай также начал запускать собственные «созвездия», составляющие конкуренцию Starlink, а компания Amazon планирует запустить более 3000 спутников для своей группировки Kuiper в этом десятилетии. Amazon уже подписала договорённость с ESA.
По словам астронома из Гарварда Джонатана Макдауэлла, в настоящее время на орбите находится 18 897 единиц отслеживаемого космического мусора. К космическому мусору относятся неиспользуемые полезные нагрузки и корпуса ракет, а также фрагменты или обломки отработавших спутников.
Международных законов по космическому мусору не существует, но в последние годы страны и космические агентства начали разрабатывать предложения и национальные правила для решения этой проблемы. Компания SpaceX подчиняется требованиям Федеральной комиссии по связи США по орбитальному мусору. Спутник Starlink должен сойти с орбиты или сгореть в атмосфере Земли в течение пяти лет после окончания срока службы.
В 2023 году компания SpaceX раскритиковала отчёт Федерального управления гражданской авиации, предупреждающий о риске для людей от падения обломков созвездий, назвав его «глубоко ошибочным».
Хотя в центре внимания находятся коммерческие группировки, большая часть растущего потока космического мусора, как считается, вызвана столкновениями или сообщениями об испытаниях противоспутниковых ракет. В августе корпус китайской ракеты развалился, по-видимому, в результате столкновения с космическим мусором, в результате чего образовалось одно из крупнейших полей мусора в новейшей истории.
По данным NASA, два более ранних инцидента увеличили количество мусора примерно на 70%. Это поломка китайского космического корабля «Фэнъюнь-1С» в 2007 году, которая, по словам США, была вызвано китайской ракетой, и случайное столкновение американского и российского космических аппаратов в 2009 году. В 2021 году в результате испытания российской противоспутниковой ракеты появилось не менее 1500 обломков, некоторые из которых с тех пор фрагментировались, заявило тогда Космическое командование США. США в 2008 году и Индия в 2019 году тестировали противоспутниковые ракеты, которые увеличили количество космического мусора. Администрация Байдена выступила за введение моратория на такие испытания, который подписали несколько стран, но не Россия и Китай.