На этой неделе Haval разом вывела на рынок Казахстана два рамных внедорожника — Haval H5 и Haval H9. Эти модели поступили в продажу в России несколько месяцев назад, так что можно сравнить цены. И это сравнение, увы, не в пользу России.
Изображение: Haval
Haval H9 предлагается в Казахстане в единственной топовой комплектации Premium и с единственной агрегатной связкой — бензиновым 2,0-литровым турбомотором мощностью 218 л.с., 8-ступенчатым «автоматом» и постоянным полным приводом. Цена в пересчете на российские рубли — 4,5 млн рублей. В России такая машина без учета скидок стоит 4,8 млн рублей.
В России оба внедорожника предлагаются с дизельными моторами, но на рынок Казахстана такие версии выпускать не стали.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило компании SpaceX возобновить полёты Falcon 9, которые были приостановлены после инцидента во время запуска миссии астронавтов Crew-9 28 сентября. Во время этого запуска возникли неполадки с верхней ступенью ракеты, что привело к её падению на Землю за пределами запланированного района утилизации, хотя саму миссию это не повлияло.
FAA дало разрешение на возобновление полётов Falcon 9 после тщательного расследования и принятия корректирующих мер по инциденту с миссией Crew-9. Это решение было объявлено 11 октября, — FAA уведомило SpaceX, что ракета Falcon 9 может вернуться к регулярным полётам. Ранее, 7 октября, Falcon 9 уже была разрешена к запуску для единственной миссии — запуска зонда Hera для исследования астероидов, что было исключением, предоставленным FAA.
Falcon 9 запускает миссию Crew-9 компании на МКС ??28 сентября 2024 года. Источник: SpaceX
Инцидент с миссией Crew-9 стал третьим случаем проблем с Falcon 9 за менее чем три месяца. Ранее, 11 июля, утечка топлива верхней ступени привела к потере 20 интернет-спутников Starlink, а 28 августа первая ступень Falcon 9 не смогла благополучно приземлиться после успешного запуска со Starlink. FAA провело расследования этих инцидентов и закрыло их после принятия корректирующих мер от SpaceX.
Ракета Falcon 9, которая является основной для SpaceX, была разрешена к запуску для миссии Hera после того, как FAA определило, что отсутствие второй ступени для этого полёта достаточно снижает основные риски для общественной безопасности в случае повторения инцидента, произошедшего во время миссии Crew-9. Falcon 9 запустила зонд Hera с космодрома на мысе Канаверал в рамках программы Европейского космического агентства (ESA) по изучению последствий столкновения с космическим аппаратом миссии NASA Double Asteroid Redirection Test (DART) с астероидом Dimorphos в 2022 году.
Данные, собранные во время миссии Hera, будут иметь ценное значение для понимания того, как работает изменения курса астероидов подобным способом. Эта информация может помочь в разработке будущих миссий по защите Земли от потенциальных астероидных угроз.
Управление гражданской авиации подчеркнуло необходимость соблюдения высочайших стандартов безопасности SpaceX. «FAA рассмотрело и приняло результаты расследования, проведённого SpaceX, и корректирующие действия по инциденту, произошедшему в миссии Crew-9 28 сентября», — сообщили представители агентства. Это решение позволяет SpaceX возобновить регулярные полёты Falcon 9, что важно для поддержания графика запусков, включая будущие миссии для NASA и других клиентов. Представитель NASA отметил, что SpaceX предоставила очень подробную информацию и привлекла NASA к расследованию произошедшей аномалии, чтобы разобраться в проблеме и найти пути решения.
SpaceX также ожидает одобрения FAA на пятый испытательный запуск своей мегаракеты Starship, которая разрабатывается для с планами запуска астронавтов на Луну и Марс. «Мы ожидаем своевременного одобрения регулирующих органов 13 октября», — сообщила SpaceX в соцсети на X. Это одобрение будет критически важно для дальнейшего развития программы Starship и достижения целей SpaceX в освоении космоса.
Бренд Solaris ввел новую базовую комплектацию для кроссовера Solaris HC (он же Hyundai Creta). Исполнение Prime с 1,6-литровым 123-сильным мотором и «автоматом» оказалось на 102 тыс. рублей дешевле прошлой базовой комплектации Classic с тем же двигателем и механической коробкой переключения передач.
Фото: АГР
За Solaris HC Prime просят 2,513 млн рублей. В оснащении машины кондиционер, фронтальные подушки безопасности, регулируемый по высоте руль, электрические стеклоподъемники всех четырех дверей, боковые зеркала с электроприводом и обогревом, медиасистема с 8-дюймовым экраном и поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, датчики давления в шинах, стальные 16-дюймовые колесные диски. Привод — передний.
Что касается Solaris HC с 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 150 л.с. и «автоматом», то такие машины предлагаются в трех комплектациях: Family (2,763 млн рублей, передний привод), Lifestyle (2,903 млн рублей передний привод, 3,004 млн рублей полный привод) и Prestige Safety (3,414 млн рублей, полный привод).
В сентябре 2026 года NASA запланировало запуск миссии Artemis 3, в рамках которой четыре астронавта отправятся в южный полярный регион Луны. Основной целью миссии является сбор данных, которые помогут лучше понять происхождение, историю и эволюцию Луны. Для этого астронавты будут использовать специальную камеру Handed Universal Lunar Camera (HULC), которая недавно прошла тест-драйв в условиях, имитирующих лунную поверхность.
Испытания проводились в рамках подготовки Европейского космического агентства (ЕКА) PANGAEA на острове Лансароте (Испания). Условия на Луне сильно отличаются от условий на Земле, поэтому HULC оснащён рядом новых функций, которые помогут обеспечить его полноценное функционирование. Например, у него есть термоодеяло, разработанное NASA, чтобы защитить от лунной пыли и экстремальных температур, которые могут варьироваться от -330 до 248 градусов по Фаренгейту (от - 200 до 120 градусов по Цельсию).
Доступ к кнопкам камеры также осуществляется с помощью новой рукоятки, разработанной NASA, которая позволяет астронавтам, надевающим плотные, громоздкие перчатки во время работы на Луне, управлять камерой. Электронике на Луне также приходится сталкиваться с повышенным уровнем радиации, поэтому камера оснащена модифицированными электрическими компонентами.
Май 2024: астронавты NASA Андре Дуглас (Andre Douglas) и Кейт Рубинс (Kathleen Rubins) тестируют лунную камеру HULC, которую астронавты будут использовать во время миссии Artemis 3. Источник: NASA – Josh Valcarcel????
Недавние исследования, в которых использовались данные, собранные в ходе программы «Аполлон», показали, что восприятие астронавтами расстояний и уклонов на Луне меняется, что может повлиять на то, как они принимают решения о том, какие регионы исследовать на лунной поверхности. Возможность увеличивать масштаб особенностей ландшафта с помощью камеры HULC может помочь в этом процессе.
«Если экипаж захочет увидеть что-то дальше места посадки, то телеобъектив позволит им делать снимки удалённых объектов и решать, в каком направлении их исследовать», — пояснил Джереми Майерс, руководитель проекта камеры HULC в NASA.
Команда использовала камеру как при дневном свете, так и в тёмных пещерах, чтобы имитировать некоторые условия, с которыми астронавты могут столкнуться на Луне. «Мы использовали вспышку в лавовой трубе с Норишиге Канаи [Norishige Kanai], который побывал на МКС и был знаком со сложностями фотосъёмки во время выходов в открытый космос», — сказал Майерс.
«Камера запечатлела большое количество деталей как в затенённых, так и в ярко освещённых областях, что имеет первостепенное значение на Луне, учитывая высокую изменчивость условий освещённости на лунной поверхности», — пояснил Маттео Массирони (Matteo Massironi), геолог проекта PANGAEA.
Учёные из Университета Колорадо в Боулдере и Национального института стандартов и технологий (NIST) достигли прорыва в области квантовой физики, создав новые оптические атомные часы, которые потенциально могут превзойти текущие стандарты точности времени.
Этот прогресс основан на использовании нескольких десятков атомов стронция, запертых в решётке, и создании квантовой запутанности между этими атомами. Запутанность, как объяснил главный автор исследования Адам Кауфман, научный сотрудник JILA (совместного исследовательского института CU Boulder и NIST), позволяет атомам вести себя как единый атом, а не как отдельные частицы, что делает их поведение более предсказуемым.
«Мы можем разделить один и тот же отрезок времени на всё меньшие и меньшие единицы. Это может позволить нам отслеживать время более точно», — отметил Кауфман.
Адам Кауфман, Нельсон Дарква Оппонг, Алек Као и Тео Лукин Йелин осматривают атомные оптические часы в JILA. Источник: Patrick Campbell / CU Boulder
Для создания этих часов, учёные начинают с захвата и охлаждения облака атомов до низких температур, а затем обстреливают эти атомы мощным лазером. Электроны, вращающиеся вокруг этих атомов, переходят с более низкого энергетического уровня на более высокий, а затем обратно, создавая эффект, подобный маятнику часов, но с частотой более триллиона раз в секунду.
Новые оптические атомные часы, разработанные в JILA, уже демонстрируют исключительную точность, способную обнаружить изменения гравитации даже при подъёме на долю миллиметра. Однако, традиционные оптические атомные часы имеют ограничения, связанные с квантовыми неопределённостями, которые устанавливают непреодолимый предел точности.
Команда Кауфман обошла этот предел, создав квантовую запутанность между атомами стронция. Запутанные атомы ведут себя как единый атом, что снижает неопределённость в их ходе. В экспериментах учёные создали часы, включающие комбинацию отдельных атомов и запутанных групп из двух, четырёх и восьми атомов, объединяя четыре разных типа часов в один аппарат.
«Это означает, что нам потребуется меньше времени, чтобы достичь того же уровня точности», — подчеркнул Кауфман.
Хотя текущие результаты обнадёживающие, исследователям ещё предстоит много работы. На данный момент, они могут эффективно контролировать часы только в течение примерно 3 миллисекунд, после чего запутанность между атомами начинает ослабевать, что приводит к хаотичному поведению атомов.
Однако, потенциал этого устройства значителен. Подход команды может стать основой для «многокубитных вентилей» — базовых операций, которые лежат в основе вычислений в квантовых компьютерах. Это откроет двери для новых квантовых технологий, включая датчики, которые могут измерять мельчайшие изменения в окружающей среде, такие как изменения гравитации Земли с высотой.
В рамках проекта по модернизации Большого адронного коллайдера (LHC) в ЦЕРНе произошло значительное событие, отмечающее новый важный этап в разработке коллайдера высокой светимости (HL-LHC). Недавно в испытательном зале магнитов ЦЕРНа была успешно установлена инновационная система холодного питания на испытательном стенде IT HL-LHC. Эта установка является важной компонентой модернизации, направленной на увеличение светимости ускорителя и расширение возможностей проведения фундаментальных физических исследований.
Ускоритель высокой светимости LHC (HL-LHC) представляет собой крупную модернизацию существующего LHC, целью которой является увеличение числа столкновений частиц (светимости) и, как следствие, увеличение объёма собираемых данных. HL-LHC будет производить данные в объёме, превышающем текущий LHC в 10 раз, что позволит изучать такие механизмы, как бозон Хиггса, в значительно больших деталях и наблюдать новые аспекты фундаментальных законов природы.
Источник: CERN
Эти мероприятия прокладывают путь к новым этапам: следующим важным шагом станет установка магнитов. В настоящее время ЦЕРН строит тестовую цепочку для HL-LHC в наземном испытательном зале LHC, которая будет состоять из шести основных сверхпроводящих магнитов фокусировки пучка — внутренних триплетов — и связанной с ними технологии. Макет будет воспроизводить подземную конфигурацию LHC, и после проверки каждой системы цепочка будет использоваться для проверки интеграции всего спектра систем.
«В рамках проекта будут испытаны сверхпроводящие магнитные цепи в условиях, максимально приближенных к тем, которые существуют в туннеле HL-LHC. Основная цель — дать возможность командам оптимизировать установку этих компонентов, спланировать потенциальные ремонтные работы или вмешательства в туннель и изучить совместное поведение основных компонентов», — объяснила Марта Байко (Marta Bajko), руководитель группы IT String.
Ожидается, что HL-LHCбудет функционировать в течение как минимум десяти лет. Этот проект не только расширит знания о фундаментальных компонентах материи и силах, которые их связывают, но и потенциально откроет новые явления, которые могут помочь решить некоторые из стоящих перед современной физикой загадок, таких как природа тёмной материи.
Учёные из Принстонской лаборатории физики плазмы (PPPL) Министерства энергетики США (DOE) под руководством Саяка Бозе (Sayak Bose) достигли значительного прогресса в понимании основного механизма нагрева солнечной короны. Их открытия показывают, что отражённые плазменные волны могут управлять нагревом корональных дыр, которые представляют собой области с низкой плотностью солнечной короны с открытыми линиями магнитного поля, простирающимися в межпланетное пространство.
Температура поверхности Солнца составляет около 10 000 градусов по Фаренгейту, но его внешняя атмосфера, — солнечная корона — имеет температуру около 2 миллионов градусов по Фаренгейту, что примерно в 200 раз выше. Это повышение температуры Солнца озадачивает и остаётся неразрешённой загадкой с 1939 года, когда впервые была обнаружена высокая температура короны.
Изображение, показывающее две корональные дыры, изображенные как тёмные области. Источник: NASA / Goddard / SDO
Бозе и другие члены команды использовали оборудование Большого плазменного устройства (LAPD) в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) для создания 20-метрового плазменного столба и возбуждения Альвеновских волн в условиях, имитирующих условия, возникающие вокруг корональных дыр. Эксперимент продемонстрировал, что когда Альвеновские волны сталкиваются с областями различной плотности плазмы и напряжённости магнитного поля, как это происходит в солнечной атмосфере вокруг корональных дыр, они могут отражаться и двигаться назад к своему источнику.
Столкновение движущихся наружу и отражённых волн вызывает турбулентность, которая, в свою очередь, вызывает нагрев. «Физики давно выдвигали гипотезу, что отражение волн Альвена может помочь объяснить нагрев корональных дыр, но это было невозможно ни проверить в лабораторных условиях, ни измерить напрямую», — сказал Джейсон Тенбардж (Jason TenBarge), приглашённый научный сотрудник PPPL, который внёс свой вклад в исследование.
Наряду с проведением лабораторных экспериментов группа провела компьютерное моделирование экспериментов, которое подтвердило отражение Альвеновских волн в условиях, аналогичных корональным дырам. «Мы регулярно проводим многочисленные моделирования, чтобы гарантировать точность наших наблюдаемых результатов. И проведение моделирования было одним из таких же шагов в этом эксперименте. Физика отражения волн Альвена очень увлекательна и сложна. Удивительно, насколько фундаментальные физические лабораторные эксперименты и моделирование могут улучшить наше понимание природных систем, таких как наше Солнце», — сказал Бозе.
Результаты исследования были опубликованы в The Astrophysical Journal.
Компания GAC отчиталась о продажах в России в 2024 году. Компания реализовала более 13 тыс. автомобилей, но львиная доля пришлась на «китайский Cadillac» GAC GS8: свой выбор на этом 5-метровом кроссовере остановили 9299 человек.
пополнится моделью GAC GS4 Max — она выступит альтернативой Toyota RAV4 и Haval F7.
Американская компания Vast представила дизайн интерьера своей первой коммерческой космической станции Haven-1. Станция, которая будет запущена в 2025 году, предназначена для обеспечения комфортного проживания и работы астронавтов в условиях микрогравитации.
По словам Питера Рассела-Кларка, дизайнера, который разработал некоторые из знаковых продуктов Apple и работал над проектом станции, интерьер был разработан с учётом особенностей жизни в космосе. «Астронавты, живущие в условиях невесомости, создают уникальные задачи для проектирования. Создание среды, которая одновременно является высокоэффективной и естественно комфортной, приводит к совершенно новым результатам», — сказал он.
После стыковки с космическим кораблём SpaceX Dragon члены экипажа Haven-1 откроют внешний люк Haven-1, при входе их встретит функциональная планировка. Дисплей будет в реальном времени состояние станции с контролем температуры и освещения, а оптимизированные грузовые отсеки обеспечат эффективное хранение основных запасов. В частности, внутренние поверхности Haven-1 мягкие, чтобы обеспечить дополнительный компонент безопасности для экипажа и посетителей.
Источник: Vast
Хиллари Коу, главный дизайнер и маркетинговый директор Vast и ветеран дизайна SpaceX, Starlink, Google и Apple, подчеркнула, что проектирование для космических полётов должно основываться на лучшем понимании условий жизни человека: «У нас большие амбиции создать будущее, в котором все будут жить и процветать на Земле и в космосе, и это, конечно, требует изменения подхода к дизайну для всех слоев общества и уровней комфорта. От Молли МакКормик, которая возглавляет Human Systems Design, до Дали Ю, которая возглавляет Industrial Design, мы преодолеваем разрыв, чтобы решить проблему по-настоящему вплоть до материального уровня. Вместе мы выходим за рамки необходимости и стремимся к инновациям, балансируя комфорт с функциональностью и стремясь к будущему, в котором мы все сможем по-настоящему процветать как дома на борту коммерческой космической станции».
Запущенная уже в 2025 году, Haven-1 станет домом для первой коммерческой пилотируемой платформы для исследований, разработок, производства и космической станции в условиях микрогравитации. Vast также разрабатывает свою будущую космическую станцию ??Haven для обслуживания программы NASA Commercial LEO Destinations (CLD), предназначенную для тестирования искусственной гравитации. Полностью реализованная станция с искусственной гравитацией планируется к запуску в 2030-х годах.