В 2025 году в России стартует массовое производство нетипичных грузовиков БАЗ — тяжелых, призванных заменить узкоспециализированные «Татры». Telegram-канал «Грузовики и вообще» посетил производство БАЗа и раскрыл интересные подробности о проекте.
Фото: Грузовики и вообще/Автопоток Так, например, все узлы и агрегаты БАЗа — исключительно отечественные. Под этим подразумеваются и российские компоненты, и белорусские. Например, из соседней страны (из Жодино, где выпускают БелАЗы) поставляют лонжероны рамы, покрытые катафорезным грунтом. Гидроусилитель — от Борисовского завода гидроусилителей. Моторы и коробки передач — из Ярославля (ЯМЗ), редукторы — БАЗа (Брянск), а раздаточные коробки — из Набережных Челнов, от ЗМТ.
Основной мотор — ЯМЗ 653.1, но с доработанной турбиной. Предусмотрена установка более мощного мотора — ЯМЗ 770 мощностью 500 л.с. в сочетании с коробкой передач ЯМЗ 2415. Последний дает возможность использовать БАЗ в качестве аэропортной пожарной машины, которая должна разгоняться до 130 км/ч. При этом расчетная скорость обычного варианта — от 90 до 110 км/ч. В качестве альтернативы заказчикам предложат китайские моторы Weichai WP12 и WP6.
Ориентировочный объём выпуска БАЗов — 2 тыс. машин в год. При таком объеме выпуска заказывать оригинальные пресс-формы нецелесообразно, поэтому кабина каркасная стеклопластиковая. Причем создатели говорят, что пластик выдерживает температуры до -60 °С.
Кабина спроектирована по модульному принципу, в ней может варьироваться как длина, так и высота крыши. Шасси тоже модульное: колёсную базу можно варьировать от 3600 мм до 6050 мм с шагом в 50 мм. Задние поворотные оси с гидравлическим или механическим приводами — опция.